Методические рекомендации
для педагогических работников государственных учреждений образования, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на государственном обеспечении,
по защите их прав и законных интересов
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС), Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании, Законом Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон о гарантиях) и определяют порядок работы детских интернатных учреждений (за исключением социально-педагогических центров[1]), в т.ч. кадетских училищ[2], а также учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (далее – учреждения образования) по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их обучения (воспитания) в учреждении образования и в течение двух лет после выпуска.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Основаниями для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, (далее – дети), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее – лица) государственного обеспечения в учреждении образования являются: документы о приобретении статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со статьей 4 Закона о гарантиях либо решение местного исполнительного и распорядительного органа о предоставлении статуса оставшихся без попечения родителей в соответствии со статьей 5 Закона о гарантиях и (во всех случаях) решение органа опеки и попечительства об определении их на государственное обеспечение в учреждение образования (дом ребенка).
При предоставлении детям временного статуса на основании части первой пункта 3 главы 2 Положения о порядке предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса и возврата таких детей родителям[3] (далее – Положение) в связи с признанием нуждающимися в государственной защите, отобранием у родителей (единственного родителя), основанием для зачисления на государственное обеспечение является постановление комиссии по делам несовершеннолетних.
Следует иметь в виду, что при зачислении для обучения в учреждение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования бывшего воспитанника детского интернатного учреждения основанием для зачисления на государственное обеспечение по месту обучения служит ранее принятое (и не отмененное) решение о направлении ребенка (детей) на государственное обеспечение в детское интернатное учреждение.
Обращаем внимание, что при зачислении в детский дом бывшего воспитанника дома ребенка ранее принятое решение о его направлении на государственное обеспечение в дом ребенка имеет силу, если оно не отменено в связи с утратой ребенком статуса (оснований для статуса) либо в связи с устройством ребенка в семью.
При приеме детей для обучения (воспитания) учреждение образования обязательно истребует документы, подтверждающие статус, определенные статьями 4, 5 Закона о гарантиях, а также главой 2 Положения3.
Вышеуказанные документы должны быть в актуализированном состоянии. При необходимости, документы либо их дубликаты запрашиваются в судах, органах ЗАГС, организациях здравоохранения и др.
Так, заключение врачебно-консультационной комиссии (далее – ВКК) о наличии заболеваний, при которых родители (родитель) не могут выполнять родительские обязанности согласно перечню заболеваний, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь, выдается государственной организацией здравоохранения (как правило) на 1 год. По истечении 1 года необходимо запросить в организации здравоохранения новое заключение ВКК. При получении заключения ВКК об отсутствии у родителя такого заболевания учреждение образования должно обратиться:
в орган опеки и попечительства об отмене решения о предоставлении ребенку статуса (в случае, если данное заключение ВКК являлось единственным основанием для предоставления статуса);
в суд о взыскании с родителей расходов за содержание детей на государственном обеспечении (когда имеется решение суда об отобрании детей у родителей без лишения родительских прав и расходы не взысканы по причине заболевания).
Обращаем внимание, что согласно статье 80 КоБС при отказе без уважительных причин взять ребенка из организации здравоохранения после рождения или при оставлении ребенка в организации здравоохранения после рождения учреждением образования в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родителей родительских прав, в т.ч. и в случаях, когда родители отказались забрать ребенка-инвалида из учреждения здравоохранения (роддома) и дали согласие на его усыновление.
Учреждением образования должен быть обеспечен постоянный контроль за актуальным состоянием документов, являющихся основанием для предоставления детям статуса, в том числе и по достижении ими возраста 18 лет (до 23 лет).
К документам, свидетельствующим об утрате детьми оснований для предоставления статуса, можно отнести не только заключение об отсутствии у родителей заболеваний, входящих в перечень, но и решения суда, предусмотренные пунктом 10 Положения3, справку об освобождении из мест лишения свободы по отбытии срока наказания и др.
При получении документов, свидетельствующих об утрате детьми оснований для предоставления статуса, учреждение образования должно обратиться в орган опеки и попечительства, принявший решение о предоставлении такого статуса, для принятия решения о его отмене и возврате детей родителям на воспитание. При получении такого решения (такое решение могут представить в учреждение сами родители) либо решения суда, предусмотренного пунктом 10 Положения3, издается приказ о прекращении государственного обеспечения, дети возвращаются родителям на воспитание и содержание и могут продолжать обучение в учреждении образования на общих основаниях.
Государственное обеспечение в учреждении образования предоставляется и прекращается на основании приказа руководителя.
Важно, чтобы в период вступительной кампании в государственные учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования на дневную форму получения образования были истребованы в актуализированном состоянии документы, подтверждающие статус, что станет основанием для своевременного предоставления обучающемуся государственного обеспечения в учреждении образования со дня, следующего за днем прекращения государственного обеспечения в детских интернатных учреждениях, опекунских семьях, приемных семьях, детских домах семейного типа.
При обучении детей и лиц в учреждениях негосударственной формы собственности либо при их обучении в заочной форме получения образования государственное обеспечение не предоставляется.
В случаях, когда в момент поступления и до достижения 18 лет обучающийся имел статус, но являлся воспитанником опекунской, приемной семьи либо детского дома семейного типа, где ему было предоставлено государственное обеспечение, необходимо знать, что при проживании такой семьи в другом населенном пункте (удаленном от места учебы) у опекунов (попечителей) должно быть решение местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении на раздельное проживание с подопечным (обучающимся).
При поступлении детей для обучения в учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования из детских интернатных учреждений, опекунских, приемных семей в соответствии со статьей 3 Закона о гарантиях необходимо обеспечить их комплектом одежды и обуви по сезону, а также денежным пособием (для выпускников детских интернатных учреждений). Предусмотреть обеспечение детей при заселении в общежитие необходимым набором предметов обихода, гигиенических принадлежностей.
При заселении в общежитие детей необходимо руководствоваться статьями 20, 21 Положения об общежитиях[4], статьями 44, 45 Кодекса об образовании.
Место в общежитии для обучающихся детей и лиц предоставляется бесплатно либо выдается денежная компенсация за найм жилого помещения[5].
При достижении обучающимся возраста 18 лет решение об отмене попечительства над ним не принимается (статья 178 КоБС). По личному заявлению обучающегося, ставшего лицом, и на основании решения органа опеки и попечительства о прекращении государственного обеспечения воспитаннику опекунской, приемной семьи, детского дома семейного типа, детской деревни (городка), приказом руководителя учреждения образования он зачисляется на государственное обеспечение в учреждении со дня наступления совершеннолетия.
Государственное обеспечение в учреждениях образования предоставляется в порядке и размерах, определенных Советом Министров Республики Беларусь[6].
Государственное обеспечение предоставляется независимо от получения детьми, а также лицами пенсий, пособий и сохраняется при вступлении в брак, при предоставлении отпусков, установленных законодательством об образовании, по медицинским показаниям, в связи с призывом на службу в резерве или по иным уважительным причинам - не более одного календарного года, в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет - до достижения ребенком возраста одного года.
При предоставлении государственного обеспечения детям и лицам, получающим пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца, а также при прекращении их государственного обеспечения учреждения образования информируют об этом в 5-дневный срок управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите, выплачивающие пенсии.
Обращаем внимание, что ежегодно детям и лицам, находящимся на государственном обеспечении в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, на основании их личного заявления выплачивается материальная помощь за счет средств стипендиального фонда учреждения образования и других источников, не запрещенных законодательством.
В соответствии с пунктом 286 детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся иностранными гражданами, обучающимся в государственных учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, государственное обеспечение предоставляется в соответствии с международными договорами.
Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан (вступил в силу 22 июля 1999 г.) не предусмотрено обеспечение Договаривающимися Сторонами гарантий по социальной защите лиц. Следовательно, договор не содержит положений, устанавливающих для Республики Беларусь обязательств по предоставлению государственного обеспечения обучающимся лицам, являющимся гражданами Российской Федерации.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ДЕЛ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. ВЕДЕНИЕ ЛОКАЛЬНОЙ БАЗЫ ДАННЫХ.
ВЫДАЧА И УЧЕТ ЕДИНЫХ БИЛЕТОВ
Формирование личных дел детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащих все необходимые документы (в актуальном состоянии) для организации защиты их прав и законных интересов, неразрывно связано с ведением в учреждении образования 1 уровня республиканского банка данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Положению о порядке формирования республиканского банка данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, (далее – республиканский банк данных) и пользования им[7], в учреждениях ведется локальная база данных – совокупность информации о детях и лицах, находящихся на государственном обеспечении в данном учреждении, в том числе о детях, признанных нуждающимися в государственной защите решениями комиссий по делам несовершеннолетних.
Сведения о детях по единой форме первичного учета - форме «Личная карточка ребенка, оставшегося без попечения родителей» (далее - форма ЛКР), вносятся в локальную базу данных не позднее 7 дней после издания приказа о предоставлении государственного обеспечения в учреждении образования.
Ежеквартально (не позднее 7-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом) обновленная база передается в республиканский банк данных второго уровня (в управление, отдел по образованию по месту нахождения учреждения образования).
Таким образом, по итогам квартала, в течение которого детям и лицам предоставлено государственное обеспечение в учреждении, полные сведения о них по форме ЛКР должны быть актуализированы в республиканском банке данных.
Аналогичные действия производятся в течение 7 дней после издания приказа о прекращении предоставления детям и лицам государственного обеспечения в учреждении (ЛКР направляется в архив с указанием в разделе II сведений о дате, номере решения и органе, принявшем решение о прекращении государственного обеспечения, либо номера и даты приказа учреждения образования, причины прекращения государственного обеспечения, дальнейшего жизнеустройства детей и лиц).
Обращаем внимание на необходимость корректного заполнения формы ЛКР. Данные вносятся на основании документов, содержащихся в личном деле обучающегося, зачисленного на государственное обеспечение. В личном деле обязательно должны быть следующие документы:
о гражданстве, идентификационном номере, месте рождения, месте регистрации по месту жительства и прочих паспортных данных детей и лиц (паспорт в оригинале хранится в личном деле до 18 лет);
о месте первоначального предоставления (приобретения) статуса, соответствующем решении о предоставлении и направлении на государственное обеспечение, выданном едином билете (прилагается заверенная копия единого билета);
о состоянии здоровья обучающегося (медицинская справка), наличии инвалидности (удостоверение инвалида), для детей и лиц с особенностями психофизического развития – заключение ЦКРОиР с рекомендацией по образовательному маршруту;
о защите жилищных прав (решение о закреплении жилья, извещение о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в актуальном состоянии);
о наличии имущества у детей и лиц, родители которых умерли либо признаны судом умершими, безвестно отсутствующими, и принятом решении об управлении этим имуществом (решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна над имуществом);
о назначенной пенсии (по инвалидности либо по случаю потери кормильца, иных пенсиях);
о родителях обучающегося (копии паспортных данных с данными по идентификационному номеру, месту регистрации и пр., решения судов о лишении родительских прав, отобрании без лишения и пр., решения судов о взыскании расходов за содержание детей и лиц на государственном обеспечении, заключение ВКК о наличии заболеваний (если есть такие заболевания);
о братьях и сестрах детей и лиц (такие сведения могут быть предоставлены органом опеки по месту принятия решения о направлении на государственное обеспечение либо учреждением образования, где дети и лица ранее находились на государственном обеспечении).
В личных делах детей, подлежащих усыновлению (статья 120 КоБС), хранятся также личные карточки ребенка, подлежащего усыновлению (ЛКР-У).
В отношении обучающихся школ-интернатов и детских домов (детских деревень, городка) обязательно наличие в личных делах детей и лиц направлений в данное учреждение, которые выдаются согласно Положению о детском доме (детской деревне)[8], а также Палажэнню аб установе агульнай сярэдняй адукацыі[9], главными управлениями по образованию (образования) областных исполнительных комитетов, комитетом по образованию Мингорисполкома.
Единый билет – документ, который выдается детям и лицам для реализации ими государственных гарантий, предусмотренных статьей 14 Закона о гарантиях, а также Положением о порядке выдачи единого билета, условиях и сроках пользования им[10].
Дети, зачисленные в учреждение для обучения (воспитания), как правило, уже имеют единый билет, который выдан им управлением (отделом) по образованию по месту первоначального предоставления государственного обеспечения (когда единые билеты выданы до достижения детьми возраста 18 лет).
Учреждение образования организует выдачу (и соответствующий учет) единых билетов только тем детям, которые приобрели статус в период обучения в учреждении, либо выдачу дубликатов (в редких случаях) при утрате ребенком или приведении в негодность единого билета на основании заявления на имя руководителя учреждения образования с просьбой выдать дубликат единого билета (с подачей объявления в средствах массовой информации о признании недействительным ранее выданного билета). В обязательном порядке при выдаче дубликата используются бланки единых билетов, при заполнении которых в правом верхнем углу делается отметка «дубликат».
Обращаем внимание, что в случаях ликвидации, реорганизации учреждений образования, организуется изъятие единых билетов, выданных данным учреждением образования, и повторная их выдача учреждением образования, куда переведены дети и лица.
По достижении детьми, находящимися на государственном обеспечении в учреждении, возраста 18 лет организуется выдача единого билета по другой форме на срок до отчисления из соответствующих учреждений образования в связи с получением образования или по иным причинам, но не более чем до достижения студентом, учащимся возраста 23 лет.
Учет выдачи единых билетов ведется учреждениями в книге регистрации выдачи единых билетов по форме согласно приложению 3 к Положению о порядке выдачи единого билета, условиях и сроках пользования им10.
Заверенные руководителем учреждения образования копии единых билетов хранятся в личных делах детей и лиц.
РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ДЕКРЕТА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 24 НОЯБРЯ 2006 Г. №18
«О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ»
Деятельность по выявлению социально опасного положения несовершеннолетних организуется по месту обучения.
Учреждения образования организуют работу в рамках выполнения норм Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18), Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите[11], Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении[12], Методических рекомендаций по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации[13].
Приказом руководителя в учреждении образования назначаются лица, ответственные за реализацию норм Декрета № 18, в соответствии со статьей 292 Кодекса об образовании разрабатывается и утверждается руководителем учреждения образования план воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, который в соответствии со спецификой учреждения образования устанавливает цели, задачи, формы и методы работы, мероприятия по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Приказом руководителя в учреждении образования назначаются лица, ответственные за реализацию норм Декрета № 18.
Сведения о несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, учреждением образования (с приложением выписки Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – далее Совет профилактики) в течение 3 дней направляются в социально-педагогический центр по месту нахождения учреждения образования для включения в учет данных о детях, признанных находящимися в социально опасном положении.
При отмене решения Совета профилактики в связи с нормализацией обстановки в семье обучающегося, в связи с отчислением обучающегося, по достижении им возраста 18 лет и иных случаях, а также в связи с признанием обучающегося нуждающимся в государственной защите, соответствующие сведения в течение 3 дней направляются в социально-педагогический центр по месту нахождения учреждения образования.
Организация работы по составлению и реализации индивидуального плана помощи несовершеннолетнему, признанному находящимся в социально опасном положении, осуществляется в тесном взаимодействии с государственными органами и организациями по месту жительства семьи обучающегося. С целью налаживания такого взаимодействия (поддержания его в актуальном состоянии) учреждение образования письменно обращается в органы управления образованием по месту жительства семьи за содействием в составлении и реализации вышеуказанных планов.
В последующем такое взаимодействие позволит получать акты обследования условий проживания несовершеннолетних в период их пребывания в семье, а также объективную информацию о положении дел в семье.
При отсутствии положительной динамики в работе по выведению несовершеннолетнего из социально опасного положения ходатайство о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите и отобрании его у родителей готовится учреждением образования и направляется в комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства семьи (родителей, единственного родителя).
При получении постановления комиссии по делам несовершеннолетних о признании обучающегося нуждающимся в государственной защите и отобрании его у родителей (единственного родителя) учреждение образования организует работу по предоставлению ему государственного обеспечения с даты принятия такого решения в порядке, указанном в разделе «Предоставление государственного обеспечения в учреждении образования» настоящих методических рекомендаций.
В соответствии с нормами Декрета №18 учреждения образования, предоставившие детям государственное обеспечение, выступают как взыскатели и организуют деятельность по взысканию с их родителей средств, затраченных на содержание детей, в соответствии с пунктом 9 Инструкции о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18[14].
Обращаем внимание, что в случае предоставления (приобретения) обучающимся статуса детей, оставшихся без попечения родителей, в период получения образования именно учреждение образования в установленном порядке обращается к нотариусу за совершением нотариальной надписи либо в суд с заявлением о взыскании расходов (в исковом либо приказном порядке) с каждого из родителей (обоих родителей в солидарном порядке). Необходимо учитывать, что перечень родителей, с которых необходимо взыскивать расходы за содержание их детей на государственном обеспечении, определен пунктом 8 Декрета №18.
Обращение в суд о взыскании расходов производится в течение 14 рабочих дней с даты предоставления несовершеннолетнему государственного обеспечения с приложением необходимых документов. В случае, если до помещения на государственное обеспечение (до даты соответствующего приказа) ребенок направлен на лечение в соответствующую организацию здравоохранения, период лечения не включается для взыскания расходов, предусмотренных нормами Декрета №18[15].
Организуется учет поступивших и начисленных средств, их списание (при наличии оснований) и пр. При этом суммы средств, списанные по различным основаниям (пункт 10 Декрета №18), после списания с приложением справки-расчета суммы списания отражаются в государственной статистической отчетности 4-расходы на содержание детей[16]в строке 50 раздела IV.
При поступлении в учреждение образования детей, которым государственное обеспечение уже предоставлялось в других учреждениях образования либо в приемных, опекунских семьях, детских домах семейного типа, учреждение образования получает пакет документов обязанных лиц и в течение 7 дней после зачисления обучающегося на государственное обеспечение информирует суд (судебного исполнителя) по месту нахождения обязанных лиц о замене взыскателя с указанием реквизитов учреждения образования либо управления (отдела) по образованию (для детских домов, в структуре которых нет бухгалтерской службы) для поступления средств на счет нового взыскателя.
РАБОТА ПО СЕМЕЙНОМУ УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ
Статьей 169 КоБС определено, что опекунами, попечителями детей, находящихся на государственном обеспечении в учреждениях образования, являются руководители указанных учреждений.
Согласно статье 117 КоБС руководители детских интернатных учреждений, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, осуществляющие опеку, попечительство над детьми, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.
Поскольку устройство детей в детские интернатные учреждения является временной мерой, руководителями детских интернатных учреждений должны осуществляться мероприятия по передаче детей на воспитание в семьи.
Приоритетной формой семейного устройства является усыновление. Важно обеспечить своевременное направление сведений о детях, которые могут быть усыновлены (удочерены), в республиканский банк данных об усыновлении (удочерении) детей, который функционирует согласно Положению о порядке формирования республиканского банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пользования им [17].
Руководители учреждений образования, осуществляющие опеку, попечительство над детьми, подлежащими усыновлению, на каждого ребенка, в отношении которого допускается усыновление в соответствии со статьей 120 КоБС, обязаны направить в органы опеки и попечительства по месту нахождения учреждения образования в семидневный срок сведения о ребенке в виде личной карточки учета ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей и подлежащего усыновлению, по форме ЛКР-У[18] .
Коллективами учреждений образования должны быть приняты меры по организации знакомства детей с кандидатами в усыновители, предоставлении таким гражданам полной и объективной информации о детях. В ходе посещения кандидатами в усыновители учреждения образования им необходимо уделить особое внимание, помочь наладить общение с детьми, демонстрировать заинтересованность в передаче их в семью.
Не допускается препятствование семейному устройству детей, обучающихся в учреждениях образования.
При переходе обучающихся, включенных в список детей, подлежащих международному усыновлению (утвержденный Министром образования), с одной ступени образования на другую (из детского интернатного учреждения в учреждение профессионального образования), оба учреждения образования информируют об этом Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь в течение 3 дней после прибытия (убытия) ребенка.
В рамках широкой информационной работы по семейному устройству детей учреждениям образования важно в полной мере задействовать сайты, разместив на них актуальную информацию о детях, которые нуждаются в семье, а также информацию о патронатном воспитании. При планировании работы учреждения на учебный год необходимо отражать мероприятия по привлечению граждан, способных создать для детей условия воспитания в семье (личные выступления в коллективах, средствах массовой информации, фотовыставки, Дни открытых дверей, открытые праздники в учреждении и др.).
При передаче детей в опекунскую, приемную семью, детский дом семейного типа интернатным учреждением производится объективная и всесторонняя оценка потребностей ребенка с заполнением формы (приложение 27[19] ).
Формой участия граждан в воспитании детей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, является патронатное воспитание, которое позволяет обеспечить занятость детей в каникулярное время, когда другие обучающиеся находятся в семьях родителей.
Обращаем внимание, что опека, попечительство над детьми, переданными на патронатное воспитание, сохраняются за руководителями учреждений образования.
Порядок заключения договоров патронатного воспитания, контроля за пребыванием детей в патронатных семьях и другие аспекты такой формы устройства детей определены Положением о патронатном воспитании[20].
Выезд детей в семью патронатного воспитателя осуществляется после оформления необходимых документов:
заявления патронатного воспитателя, обратившегося о передаче ребенка на патронатное воспитание, которое заполняется по форме (приложение 2919);
приказа директора учреждения образования, заключившего патронатный договор, с указанием срока пребывания, объема средств, передаваемых на питание, педагогических работников, на которых возлагается контроль за пребыванием ребенка у патронатного воспитателя, срока отчета о результатах контроля. Копия данного приказа направляется патронатному воспитателю.
Важно обратить внимание патронатных воспитателей на то, что согласно договору о патронатном воспитании, патронатный воспитатель не должен допускать вывоза ребенка (детей) за пределы Республики Беларусь без письменного согласия руководителя учреждения образования на выезд ребенка (детей) за пределы Республики Беларусь и приказа управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования о разрешении выезда из Республики Беларусь несовершеннолетнего на определенный срок без сопровождения его законным представителем.
ЗАЩИТА ЖИЛИЩНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ.
РЕГИСТРАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ
Ответственность за защиту жилищных прав детей, находящихся на государственном обеспечении, возложена на их опекунов (попечителей).
Защита жилищных прав может быть реализована в виде закрепления за детьми и лицами жилых помещений, принадлежащих их родителям на праве собственности, либо путем принятия их на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Положением об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда[21] определено, что такое принятие может быть осуществлено как по месту приобретения (предоставления) статуса, так и по первому рабочему месту, предоставленному по распределению, направлению на работу.
В случае, если согласно Положению о порядке закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей[22], за детьми закреплены жилые помещения, учреждениям образования необходимо ежегодно (а также перед отчислением обучающегося) запрашивать у органа опеки и попечительства акты сохранности закрепленного за детьми жилья.
В случае получения информации о ненадлежащем состоянии жилого помещения необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган, принявший решение о закреплении жилого помещения, с заявлением о признании данного жилого помещения непригодным к проживанию. От имени детей обращается руководитель учреждения образования, а лица обращаются от своего имени самостоятельно.
Законодательством предусмотрено также признание невозможным вселение детей в жилые помещения, из которых они выбыли на государственное обеспечение, еще в период их нахождения на таком обеспечении, и подготовка документов для постановки несовершеннолетних на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Порядок признания невозможности вселения детей и лиц в жилые помещения, из которых они выбыли на государственное обеспечение, регулируется решениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов.
Принятие решения о признании жилого помещения непригодным к проживанию либо решения о невозможности вселения в жилое помещение является основанием для обращения о постановке детей либо лиц на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обращаем внимание на необходимость своевременных действий по координации вопросов защиты жилищных прав детей и лиц, в т.ч. в рамках постинтернатного сопровождения.
Порядок распоряжения имуществом определен Положением о порядке управления имуществом подопечных[23].
Необходимо учитывать, что составление описи имущества и назначение опекуна над имуществом производится в случае смерти родителей (в т.ч. лишенных родительских прав), признания их в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими. При поступлении в учреждение на государственное обеспечение необходимо проверить наличие у таких детей соответствующих документов (опись имущества, решение о назначении опекуна над имуществом, выписки банковских счетов, свидетельства о праве собственности на дом, гараж, земельный участок, транспортное средство и пр.).
В случае, когда у лица, находящегося на государственном обеспечении в учреждениях образования, открывается наследство, меры по охране наследства и управлению наследством осуществляются в соответствии со статьями 1066 - 1068 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Если у детей право на наследование имущества возникло в период получения образования в учреждении образования, необходимо организовать вступление наследника в наследование (в течение 6 месяцев с даты смерти наследодателя), оформить право собственности на наследуемое имущество и обратиться в орган опеки и попечительства по месту нахождения такого имущества о назначении опекуна над имуществом. К примеру, такая ситуация может сложиться в случае смерти бабушки несовершеннолетнего, когда других наследников нет либо ребенок является одним из наследников и наследует долю в жилом помещении либо ином имуществе.
Все дети и лица до предоставления государственного обеспечения в учреждении образования должны иметь регистрацию по месту жительства[24] по месту регистрации их родителей. В случае, когда регистрация по месту жительства отсутствует, орган опеки и попечительства направляет лицу, ответственному за регистрацию, информацию о несовершеннолетнем для его регистрации по месту жительства родителей либо одного из них.
В пункте 4 Положения о порядке регистрации и ведении регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регистрацию которых осуществляет орган опеки и попечительства[25], указан исчерпывающий перечень случаев, в которых регистрация детей и лиц по месту жительства осуществляется органом опеки и попечительства по адресу расположения административного здания местного исполнительного и распорядительного органа.
Обращаем внимание, что регистрация по месту жительства по адресу расположения административного здания местного исполнительного и распорядительного органа лиц производится на основании их личного обращения при предъявлении документов, подтверждающих отсутствие у них права собственности на жилые помещения и отсутствие (утрату, признание не соответствующими санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, или отсутствие по иным основаниям) закрепленных за ними жилых помещений.
В учреждениях образования дети и лица должны иметь регистрацию по месту пребывания.
ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Важное значение для успешной социализации детей и лиц имеет деятельность учреждений образования по постинтернатному сопровождению, которая осуществляется в соответствии с Положением о постинтернатном сопровождении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[26].
Под постинтернатным сопровождением понимается комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия государственных органов и организаций.
В учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования целесообразно составлять программу постинтернатного сопровождения обучающихся детей и лиц на учебный год (примерная форма программы постинтернатного сопровождения на учебный год прилагается) с рассмотрением ее реализации на заседаниях педагогического совета.
Среди наиболее важных аспектов постинтернатного сопровождения можно отметить своевременное информирование о прибытии к месту распределения (трудоустройства) выпускников учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, которое осуществляется на последнем курсе обучения до 1 октября. Информируется местный исполнительный и распорядительный орган (администрация района в городе) по месту приобретения выпускниками статуса либо местный исполнительный и распорядительный орган по месту предполагаемого трудоустройства выпускника по направлению, распределению на работу.
При отчислении обучающегося без получения диплома об образовании обязательно производится информирование местного исполнительного комитета (администрации района в городе) по месту его выбытия (как правило, по месту приобретения статуса). В данном случае осуществляются все мероприятия по постинтернатному сопровождению отчисленного (в течение 2 лет с момента отчисления).
В период постинтернатного сопровождения учреждение образования вправе и обязано обращаться в различные государственные органы за содействием в решении жилищных, имущественных и иных вопросов бывших обучающихся детей и лиц.
Во всех случаях после отчисления лиц (от 18 до 23 лет) вопросами их сопровождения занимаются территориальные центры социального обслуживания населения (далее – центры). Учреждениям образования важно взаимодействовать с центрами, в том числе и путем направления информации о предполагаемом прибытии и получения подтверждения о прибытии лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение.
В случае отчисления несовершеннолетних обучающихся из числа детей их сопровождением (жизнеустройством) занимаются органы управления образованием (выполняющие функции органов опеки и попечительства) по месту нахождения таких выпускников.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ И ЛИЦ
Статья 169 КоБС обязывает органы опеки и попечительства осуществлять защиту прав и законных интересов детей, контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей во всех формах устройства на воспитание, а также обеспечивать защиту их прав и законных интересов.
Одной из функций социально-педагогического центра, созданного областным (Минским городским) исполнительным комитетом, является консультирование педагогических работников учреждений образования, в том числе учреждений, подчиненных областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам, отраслевым министерствам в пределах области, г. Минска, по вопросам совершенствования профессиональной компетенции в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (пункт 12 Положения о социально-педагогическом центре[27]). При этом отдел координации деятельности социально-педагогических центров и деятельности учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам, который создается в областном (Минском городском) социально-педагогическом центре, разрабатывает и внедряет в практику работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования единые алгоритмы деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, разрабатывает комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и координирует его реализацию во взаимодействии с территориальными органами по труду, занятости и социальной защите (пункт 19 Положения о социально-педагогическом центре27).
Педагогические работники учреждений образования, в которых дети находятся на государственном обеспечении, должны активно участвовать в методической работе, проводимой областными (Минским городским) институтами развития образования по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, являться участниками семинаров и совещаний по вопросам выполнения норм законодательства о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерная форма программы
постинтернатного сопровождения
на учебный год
Утверждаю
(руководитель
учреждения образования)
______________________
«__»__________20 г.
Программа постинтернатного сопровождения обучающихся
из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждении образования
___________________________________ на _____ учебный год
|
Наименование мероприятия
|
Сроки исполнения
|
Исполнители**
|
Отметка об исполнении
|
Обеспечение социальных гарантий в период обучения
|
|
|
|
|
|
Защита имущественных и жилищных прав
|
|
|
|
|
|
Осуществление воспитания и социальной адаптации, оказание психологической, социально-педагогической, материальной и иной помощи
|
|
|
|
|
|
Контроль и поддержка в учебной деятельности
|
|
|
|
|
|
Подготовка к выпуску
|
|
|
|
|
|
Социальная поддержка и психологическая помощь в течение
2-х лет после выпуска
|
|
|
|
|
|
Заместитель руководителя
_______________ _________________ ___________________________
(дата) (подпись) (инициалы, фамилия)
[1] Социально-педагогические центры предоставляют детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, государственное обеспечение на срок до 6 месяцев и организуют работу по защите прав и законных интересов воспитанников в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.11.2017 № 145
[2] Кадетские училища в соответствии со статьей 1 Закона о гарантиях относятся к иным учреждениям, обеспечивающим условия для проживания и содержания детей
[3] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2006 № 1728
[4] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2013 №736
[5] Пункт 271 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2006 г. № 840
[6] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2006 г. № 840
[7] Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.10.2012 № 118
[8] Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 124
[9] Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283
[10] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2006 № 748
[11] Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47
[12] Утверждена приказом Министерства образования Республики Беларусь 24.05.2011 № 336
[13] Утверждены приказом Министра образования Республики Беларусь 14 декабря 2017 г.
[14] Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства труда социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.2008 №43/210/112/121/57 (в редакции постановления Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2009 № 55/230/85/86/50).
[15] Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь 19 декабря 2008 г. № 13 «О практике взыскания судами расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении»
[16] Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 12.09.2016 № 122
[17] Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.07.2002 № 28 «А»
[18] Приложение 1 к Положению о порядке формирования республиканского банка данных об усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пользования им.
[19] Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.03.2007 № 20
[20] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2012 №596
[21] Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. №563
[22] Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2006 № 1728
[23] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1677
[24] Указ Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413
[25] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2010 №1226
[26] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2013 г. № 433
[27] Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.11.2017 № 145
раскрыть » / « свернуть